В период антивирусных каникул все услуги "Таможенной карты" доступны в полном объеме!
Клиентам платежной системы авансировать ЕЛС не нужно! Таможенная карта обеспечит уплату таможенных платежей!
Главная » Платежная система » Журнал » «Метод 100 китайцев» против инноваций: о перспективах и рисках рынка ВЭД
19.11.2019

«Метод 100 китайцев» против инноваций: о перспективах и рисках рынка ВЭД

Уже в перспективе двух-трех лет платформенные решения изменят рынок ВЭД. Клиенты получат не просто комплексные, но еще и конкурентные решения, в том числе финансовые. О происходящей трансформации, ее перспективах и рисках «Б.О» рассказали советник генерального директора платежной системы «Таможенная карта» Владимир Ломов и начальник отдела развития компании Никита Соколов. Приводим ключевые тезисы беседы.

Об ожиданиях клиентов сегмента ВЭД и банковских предложениях для участников ВЭД

Владимир Ломов: Если говорить о банковской системе в целом, то качество электронных сервисов в российских банках значительно выше, чем за рубежом. По тематике ВЭД в последние три — пять лет мы тоже видим тренд на создание комплексного клиентского сервиса по данной тематике. Подводные камни по реализации проектов специализированной для ВЭД тематики в банках заключаются в «размытости» клиентской базы по финансовым структурам рынка. Если посмотреть на банки второй сотни, то количество клиентов, готовых данный сервис потреблять, измеряется не в тысячах и сотнях, а  в десятках и единицах. В данном случае реализация продуктов, отвечающих потребностям клиентов, в этом сегменте становится просто нерентабельной.

Принципиально важно, является ли сегмент ВЭД профильным для конкретного банка. В нашей сфере деятельности сформировался некий пул банков, в основном крупных, которые пытаются предоставлять комплексные сервисы.

Никита Соколов: В основном участники ВЭД сконцентрированы в банках из топ-30, они разделяют концепт о необходимости внедрения технологических инноваций.

В крупных банках больше общее число клиентов, и как следствие больше участников ВЭД. Помимо этого, как правило, в крупных банках существенно шире продуктовая линейка для компаний, занимающихся ВЭД. Также в качестве центров концентрации участников ВЭД я бы выделил не только крупные банки, но и банки с участием иностранного капитала — именно в них зачастую имеют основные расчетные счета транснациональные компании. Транснациональные компании «исторически» выбирают банки по географическому принципу: немецкие, корейские, итальянские, скандинавские, а их российские представительства работают в рамках глобальных контрактов в тех же банках, что и головные организации. При этом данные Банки по формальным финансовым показателям собственного капитала и объемам активов могут находиться очень далеко от начала рейтинга.

Владимир Ломов: Отдельные банки, такие как Росбанк, ориентируются на качество российских электронных сервисов. Но в целом, когда речь идет о крупнейших транснациональных компаниях, для оправдания клиентских ожиданий по-прежнему подходит и «метод 100 китайцев». При отсутствии «продвинутых» технологий всегда можно нанять дополнительных менеджеров, способных удовлетворить любые запросы. Возможна персональная доработка системы (на стороне банка или клиента).

Но такой подход не работает при обслуживании сегментов малого и среднего бизнеса и уж тем более микробизнеса: если у банка нет правильно сформированного электронного сервиса, то нет и качественной услуги. В борьбе за клиента банки стремятся соответствовать «идеалам», и здесь мы видим свою нишу. Сервисы «Таможенной карты» дополняют банковские с точки зрения специфических для ВЭД задач (система электронного декларирования, выпуск электронных подписей, взаимодействие с таможней). При этом клиент продолжает ассоциировать данный уровень сервиса с банком, его лояльность увеличивается.

О взаимодействии банка и платежной системы «Таможенная карта»

Никита Соколов: Я бы не сказал, что возможность идти в ногу с развитием технологий нашей платежной системы имеется только у крупных банков. Средние и региональные банки при наличии вектора на поддержание лояльности действующих клиентов — участников ВЭД и целей по увеличению клиентского портфеля в сегменте ВЭД за счет привлечения новых компаний также вполне могут находиться в авангарде технологической «продвинутости» в рамках нашего продукта. В числе участников нашей платежной системы есть относительно небольшой банк, который в текущем году произвел ряд доработок внутри своей систе